Бывает, ко мне, главному реактору газеты «Дуэль», приходят новые авторы со своими статьями и начинают рассказывать, что они там написали. Меня это страшно раздражает: я что – не грамотный? Сам прочесть не могу? Принес – всё! Клади и иди! Теперь уже я сам разберусь, о чем ты написал. А сейчас я сам попал в положение такого автора – мне надо рассказать вам о художнике Рауле Еркимбаеве. А что рассказывать? Он художник и этим интересен (хотя, по-правде, интересен он многим). И у вас в руках альбом его рисунков. Так, о чем мне писать, если вы и так всё видите? Был такой смешной случай. Как-то у своего издателя я познакомился с одним петербургским критиком-искусствоведом, причем, он не знал, что я главный редактор «Дуэли». Он говорил довольно много, обо всем, а потом вдруг сказал, что специально каждую неделю ездит к Гостинному двору, чтобы купить свежий номер «Дуэли» Поскольку я и главный автор «Дуэли», то тут же спросил, какими материалами газета его привлекает, подсознательно надеясь, что он упомянет мои работы. Но этот критик безапелляционно заявил, что он покупает «Дуэль» исключительно ради рисунков Рауля. Меня это заинтересовало и я расспросил его, почему? Сейчас за давностью лет я уже и не вспомню эти искусствоведческие термины и фамилии художников всех веков, но получилось так, что Рауль единственный в России художник, владеющий каким-то редким стилем. Мне, надо сказать, это всегда было по-барабану, поскольку я отношусь к Раулю утилитарно – мне нужны рисунки в газету, а он их делает. И мне эти рисунки нравятся, прежде всего, своей жесткой сатирической направленностью, а про их стиль я просто не думал. Правда, мне они всегда нравились своей тщательностью, поскольку я не люблю, когда работу делают хип-хап, а потом пудрят тебе мозги, что это от большого таланта. Если есть талант, то покажи мне его, а не суй какие-то детские каракули с разъяснениями, что это, мол, такой модерн. Тщательная работа – это модерн во все времена! А Рауль хотя и поставлен в жесткие рамки рисовать карикатуры быстро, но все равно делает их тщательно, прорабатывая каждую черточку. Уж если он рисует винтовку, то точно можно сказать, что это винтовка Мосина или Маузера, если нарисует сапог, то не забудет подковки и гвоздики нарисовать. Казалось бы – кому это надо в карикатурах? Ему надо, а мне нравится. Люблю я тщательность… Есть еще момент. Я просмотрел в Интернете массу карикатур и должен сказать следующее. Подавляющая масса их – и мазня, и хорошие рисунки – это обрисовывание анекдотов, то есть, без текста не поймешь, где смеяться. Кроме этого, они в подавляющей своей массе на бытовые темы и темы секса, политической же сатиры очень мало. По уму, сравнивать с Раулем практически некого. Кроме того, у Рауля узнаваемы все политические персонажи, причем, черт знает по каким признакам. К примеру, Рауль рисует Путина в полностью глухой черной маске, а все равно видно, что это Путин. В жизни Путина в маске не узнал бы, а на рисунке – узнаешь! Рауль Еркимбаев уже давно был бы лауреатом всех мыслимых премий, если бы он был евреем и не критиковал бы нынешний режим. Но он полуказах-полуукраинец, плотный, крупный, очень спокойный мужчина. Впрочем испытывать его терпение не стоит – одного удара вам хватит, чтобы потом бегать жаловаться. Ну, а его отношение к режиму во всех его аспектах, вы увидите по рисункам. Короче, вы держите в руках альбом Мастера и наплевать, что сегодня он мало известен, просто его время славы не пришло. Ну, а то, что он Мастер, - это видно, это не скроешь.
Ю.И. МУХИН
Источник: delokrat.org
|
|