Работа экспериментальной площадки в Центре образования "Соколиная гора"
На этой странице размещён краткий отчёт об экспериментальной деятельности в московском Центре образования №429 «Соколиная гора». Группа учителей этого центра, проявивших интерес к Когнитивной технологии обучения, в течение этого учебного года осваивала данную технологию и училась применять её в собственной практической деятельности.
Этой работе предшествовали курсы повышения квалификации в области современных образовательных технологий, которые в 2009 были проведены сотрудниками кафедры образовательной технологии АПК и ППРО. Большинство учителей центра прослушали авторские лекции по четырём образовательным технологиям: ТОГИС (В.В. Гузеев); ТРИЗ ОТСМ (А.А. Нестеренко); метод интеллект-карт (Е.А. Бершадская); Когнитивная технология обучения (М.Е. Бершадский). Это позволило учителям сознательно выбрать ту технологию, которой они хотели бы овладеть на уровне применения в собственной практической деятельности.
Занятия со своей группой учителей я начал в октябре 2009 года. Первая встреча носила теоретический и организационный характер. Сначала я кратко напомнил учителям теоретические положения, на которых базируется Когнитивная технология обучения. Затем мы обсудили примерный план работы на предстоящий учебный год. Было решено встречаться еженедельно по вторникам после уроков.
Модуль уроков по Когнитивной технологии состоит из трёх блоков: когнитивного мониторинга, уроков изучения декларативной информации, уроков изучения процедурной информации. В соответствии с этой структурой и была составлена программа наших занятий.
Первый цикл занятий был посвящён изучению средств когнитивной диагностики. Лучший путь овладения чем-либо – собственная практическая деятельность с объектом изучения. Поэтому учителя решили самостоятельно выполнить четыре основных теста:
структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
интеллектуальной лабильности;
прогрессивные матрицы Дж. Равена;
вербальной и невербальной креативности Торренса.
На представленных ниже фотографиях изображены учителя, выполняющие тесты, и некоторые результаты их работы.
Прохождение любого теста способностей всегда является эмоционально нагруженной процедурой, связанной с ожиданиями и опасениями собственной несостоятельности. Поэтому после прохождения теста наша группа несколько поредела, и остались только те учителя, которые искренне заинтересованы в повышении качества своей работы.
Когнитивный мониторинг я считаю очень важным компонентом учительской работы, так как он позволяет обнаружить некоторые когнитивные дефициты учащихся и понять причины их учебных затруднений. Однако это возможно только в том случае, если учитель может интерпретировать результаты диагностики. Поэтому несколько следующих заданий мы посвятили интерпретации теста Амтхауэра. На первом этапе учителям предъявлялись несколько профилей интеллекта учащихся, подобных тому, который изображён на расположенном ниже рисунке, и они описывали возможные когнитивные дефициты учащихся с данным профилем и сферу деятельности, в которой эти учащиеся будут более успешными.
Затем аналогичная работа была проведена с обобщёнными данными по всем четырём тестам, на основе которых строится когнитивная модель учащегося, изображённая на следующем рисунке.
Анализируя данную модель, учителя тренировались в интерпретации данных когнитивной диагностики и в построении модели учебного процесса, в наибольшей степени соответствующей особенностям когнитивной сферы данного ученика.
После тренировочных заданий мы перешли к практической части работы. Учителя-экспериментаторы провели когнитивную диагностику в тех классах, в которых они вели уроки. Полученные данные были обсуждены на наших занятиях и были предприняты шаги по их использованию. С данными были познакомлены классные руководители и родители. В ряде случаев это привело к тому, что школьники сменили профиль обучения. Наблюдение за этими детьми в течение учебного года показало, что это решение было правильным. Кроме этого, данные диагностики были использованы некоторыми учителями-экспериментаторами для адаптации модели обучения к когнитивным возможностям учащихся. Во-первых, на основании результатов теста интеллектуальной лабильности был снижен темп изучения нового материала, во-вторых, для учащихся с низким уровнем когнитивного развития были подобраны специальные задания, обеспечивающие их успешность. Выходная диагностика, проведённая в конце учебного года, показала, что эти меры оказались успешными и привели к улучшению качества обучения и повышению познавательной мотивации учащихся.
Несмотря на достигнутые успехи пока рано говорить о том, что учителя-экспериментаторы полностью овладели умениями проектировать все детали учебного процесса на основе данных когнитивного мониторинга, поэтому в следующем учебном году работа в этом направлении будет продолжена.
Вторая часть учебного года была посвящена проектированию уроков изучения декларативной информации. Эти уроки начинаются с входной диагностики, предназначенной для получения информации о степени готовности учащихся к восприятию и пониманию новой информации. Диагностика строится на основе специальных заданий, с помощью которых учитель получает обратную информацию о знании понятий и их существенных признаков, умении обнаруживать общие логические и специфические виды связей между понятиями, умении применять метапредметную и предметную процедурную информацию.
Первое занятие по данной теме было теоретическим, на нём я ещё раз познакомил учителей с 14 основными видами заданий, которые применяются для проведения входной диагностики. Затем мы перешли в режим семинаров, на которых учителя представляли разработанные ими варианты проведения входной диагностики на отдельных уроках по разным предметам. На размещённых ниже фотографиях изображены фрагменты этих семинаров.
Занятия проходили в деловой заинтересованной атмосфере, учителя-экспериментаторы отнеслись к разработке заданий входной диагностики очень серьёзно, представив оригинальные и своеобразные задания. Поэтому семинары проходили в бурных и длительных дискуссиях. Научившись разрабатывать задания для входной диагностики, учителя начали эпизодически применять этот элемент урока изучения декларативной информации на некоторых уроках. Эти первые пробы прошли успешно, понравилась эта форма диагностики и учащимся.
Отработав этот элемент когнитивной технологии, мы перешли к изучению модели СКУ (содержание, когнитивная готовность, учебная готовность), на основе которой проектируется основная часть урока изучения декларативной информации. Она включает этап изучения новой информации и три совмещённых этапа первичного усвоения новой информации, контроля и коррекции его результатов. Для организации деятельности учащихся на этих этапах когнитивная технология предлагает конструктор, состоящий из типовых заданий, адаптированных к когнитивным и учебным возможностям учащихся. Эти задания и способы их конструирования рассматривались на нескольких теоретических занятиях по этой теме. Затем мы опять перешли в режим тренингов и провели несколько семинаров, в ходе которых обсуждались сценарии основной части уроков, разработанные учителями. Практика показала, что учителя стремятся выбрать достаточно ограниченный набор заданий (структурирование текста, составление плана, вставка слов), игнорируя задания, требующие глубокой логической переработки информации восстановление логической структуры текста, сравнительный и критический анализ, поиск дополнительной информации).
Несколько отдельных занятий были посвящены зучению метода карт понятий. Учителя осваивали программу IHMC Cmap Tools, с помощью которой строятся карты, и тренировались в построении предметных карт по какой-либо учебной теме. На фотографии приведена карта, построенная Л.А. Лаховой к уроку по теме "Природные зоны".
После обсуждения и коррекции сценариев были проведены несколько пробных уроков по информатике, географии и русскому языку в начальной и основной школе.
В мае 2010 года состоялась общешкольная конференция, на которой были подведены итоги работы всех экспериментальных площадок школы. На конференции выступили с небольшими докладами учителя, принимавшие участие в экспериментальной работе.
На второй год эксперимента в состав группы по когнитивной технологии вошли учителя биологии и начальной школы. Поэтому занятия проходили в комбинированном режиме. Для новеньких были организованы теоретические занятия, семинары и тренинги, проходившие так же, как и в прошедшем году. Однако в них с удовольствием принимали участие и учителя, уже прошедшие обучение, так как чувствовали потребность в коллективном обсуждении разработанных ими материалов. Кроме этого, с ними велась и индивидуальная работа по анализу сценариев вновь проектируемых уроков и результатов их проведения. При проведении занятий с новичками большую помощь оказывали старожилы – особенно учитель информатики Н.Д. Воронцова, - объясняя на примере своих разработок процедуру проектирования уроков на основе когнитивной технологии обучения.
В дополнение к плану прошлого года были проведены теоретические и практические занятия по проектированию уроков изучения процедурной информации. Практика показала, что у учителей возникли вполне ожидаемые трудности при разработке ориентировочной основы процедур и определении признаков и условий их применения.
Выяснилось, что по мере овладения когнитивной технологией обучения у каждого учителя появляется свой ограниченный набор дидактических инструментов, который применяется на каждом уроке. Я считаю это достаточно серьёзным недостатком, над исправлением которого нужно поработать в начавшемся учебном году. Хотя в ряде случаев такое увлечение отдельными инструментами дало очень хорошие результаты. Например, Л.А. Лахова, которая активно экспериментировала в начальной школе с методом интеллект-карт, заинтересовалась возможностью применения карт понятий в безмашинном варианте, при котором дети рисуют карту понятий на бумаге. Интересно, что потребность в переходе от интеллект-карт к картам понятий возникла у Любовь Алексеевны в ходе практической работы, связанной с анализом детских высказываний при обсуждении нарисованных интеллект-карт. Выяснилось, что многие связи между элементами интеллект-карты детьми отмечаются на интуитивном уровне, часто они не осознаются и не могут быть учащимися вербализованы. Несколько специальных уроков было посвящено обучению выделения понятий, описывающих объекты изучения, установлению связей между ними и объединению понятий в сеть. Затем были разработаны и проведены несколько очень интересных и удачных уроков, на которых был реализован безмашинный вариант применения метода карт понятий. При проведении уроков Л.А. Лахова использовала технологию групповой работы, которую дети освоили при работе над интеллект-картами. На фотографии изображена карта понятий, построенная учащимися при изучении рассказа К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками".
Аналогичное увлечение методом карт понятий как основным дидактическим инструментом для организации учебного процесса испытала и учитель биологии И.С. Микитюк. Урок по ознакомлению учащихся 10 класса провёл я сам, а затем Инна Сергеевна провела несколько уроков, на которых учащиеся изучали новую информацию в процессе построения карт понятий. На фото изображена карта, построенная для проведения урока по теме "Вирусы".
В апреле 2011 года на базе центров образования №429 «Соколиная гора» и №1474 «Ховрино» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция и Ассамблея экспериментальных площадок группы «Образовательная технология» АПКиППРО, на которую съехались участники со всей России (была даже большая группа гостей из Приморского края). Такой смешанный формат работы позволил избежать однообразной череды докладов. Руководители площадок выступили с краткими сообщениями о технологиях, которые осваиваются учителями экспериментальных площадках. В частности, я рассказал о когнитивной технологии обучения. В работе конференции приняли активное участие все учителя-экспериментаторы. Были проведены 5 открытых уроков по когнитивной технологии: уроки изучения процедурной информации по информатике в начальной школе (Воронцова Н.Д.) и в профильной школе (М.А. Жаркая); урок формирования экспериментальных умений по физике (Е.М. Филин); урок биологии на основе метода карт понятий (И.С. Микитюк); урок изучения декларативной информации по географии (О.С. Шорникова). Уроки прошли успешно, во второй половине дня состоялось их очень активное и полезное обсуждение, в котором участвовали учителя, присутствовавшие на уроках в качестве гостей. На фотографиях изображены фрагменты уроков и их обсуждение.
Очень интересный урок по окружающему миру по теме "Дыхательная система" провела Е.А. Бершадская. В течение всего учебного года она вела интенсивную работу в третьем классе по формированию исследовательских умений у учащихся (наблюдать, планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу и проверять её). На уроках проводится большое количество демонстрационных и лабораторных опытов с использованием минилабораторий и самодельного оборудования. Ниже представлен видеофрагмент урока, на котором проводится эксперимент по измерению жизненного объёма легких.
.
В этом учебном году работа экспериментальной площадки продолжится. К группе экспериментаторов присоединились новые учителя. Я думаю сохранить прежний формат работы в виде чередующихся теоретических и практических занятий. Со старожилами нужно будет поработать над расширением поля применяемых ими инструментов когнитивной технологии.